БОГ ИЗБИРАЕТ СВОИХ
Ибо Он говорит
Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак, помилование
зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Рим. 9:15–16
Глагол избирать означает «выбирать» или «отбирать».
Библейское учение об избрании состоит в том, что прежде сотворения мира Бог
отобрал из рода человеческого, по предведению падшего, тех, кого Он захотел
искупить, привести к вере, оправдать и прославить во Христе и посредством
Христа (Рим. 8:28–39; Еф. 1:3–14; 2 Фес. 2:13–14; 2 Тим. 1:9–10). Этот
божественный отбор есть отражение Его независимой и суверенной благодати,
поскольку она ничем не ограничена и ничем не обусловлена, не заслужена никем из
тех, на кого она излилась. Бог не обязан благоволить к грешникам, они не
достойны ничего, кроме осуждения; вот почему сам факт того, что Он захотел
спасти кого-то из нас, является поразительным чудом, достойным бесконечной
хвалы и славы; и вдвойне — в связи с тем, что Бог пожертвовал Своим Сыном,
отдав Его на крестные муки за грехи избранных (Рим. 8:32).
Учение об избрании, подобно всякой истине о Боге,
непостижимо и временами приводит к расхождению во мнениях. Однако в Писании
учение об избрании выступает в роли пастырского учения, помогающего христианам
понять, сколь велика благодать, спасающая их, и подвигающего их к смирению,
доверию, радости, хвале, верности и святости. Вот в чем тайна семейства детей
Божьих. Мы в действительности не знаем избранных из числа тех, что еще не
уверовали, как не знаем и того, почему по Своей благости Ему было угодно
избрать именно нас. Нам известно лишь то, что, во-первых, если бы мы не были
предызбраны к вечной жизни, то не были бы верующими (поскольку только избранные
приводятся к вере). Во-вторых, как верующие мы можем положиться на то, что Бог
завершит в нас то благое дело, которое начал (1 Кор. 1:8–9; Флп. 1:6; 1 Фес.
5:23–24; 2 Тим. 1:12; 4:18). Таким образом, познание избранности порождает
утешение и радость.
Петр говорит нам, что мы обязаны стараться «делать
твердым [наше] звание и избрание» (2 Пет. 1:10) — то есть несомненным для самих
себя. Избрание узнают по его плодам. Павел знал об избранности фессалоникийцев,
наблюдая их веру, упование и любовь, внутреннюю и внешнюю перемену в их жизни,
которую произвела Благая весть (1 Фес. 1:3–6). Чем больше эти качества, в
которых наставляет Петр своих читателей, проявляются в нашей жизни
(добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие,
любовь: 2 Пет. 1:5–7), тем больше мы можем быть уверены в том, что имеем право
называться избранными.
Избранные, с одной стороны, являются даром Отца Сыну (Ин.
6:39; 10:29; 17:2, 24). Иисус свидетельствовал, что Он пришел в этот мир, чтобы
спасти избранных (Ин. 6:37–40; 10:14–16, 26–29; 15:16; 17:6–26; Еф. 5:25–27), и
всякий разговор об этой Его миссии должен подчеркивать данное обстоятельство.
Осуждением называется неизменное решение Бога в отношении
тех грешников, которых Он не предызбрал к вечной жизни. Его выбор в этом случае
состоит, по существу, в решении не изменять их подобно тому, как суждено
измениться избранным, но оставить творить грех, поскольку в сердце своем они
желают этого, и в конце концов осудить их за дела, которые они совершили. Когда
в тех или иных конкретных обстоятельствах Бог предает их собственным грехам (то
есть снимает преграды на пути их греховных помыслов), это само по себе является
началом суда. Это называется в Писании «ожесточением» (Рим. 9:18; 11:25; ср.
Пс. 80:13; Рим. 1:24, 26, 28) и, несомненно, ведет к отягощению вины этих
людей.
Согласно Библии, осуждение грешников — дело совершенно
реальное (Рим. 9:14–24; 1 Пет. 2:8), однако это учение напрямую не влияет на
поведение христиан. Поскольку мы говорим о христианах, подчеркнем, что
нечестивцы безлики, так что не надо пытаться опознавать их. Напротив, мы
обязаны жить, веря в то, что любой может обрести спасение, если откликнется на
призыв Христа к покаянию и обретет веру Христову.
|