«Пост тела есть пища для души» - Иоанн Златоуст
Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не
только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.
Во-первых, пост есть или совершенное воздержание от пищи
(пример Господа Иисуса Христа - Мф. 4 гл., пророка Моисея -Исх. 34 гл.,
Ниневитян - Ион. 3 гл., Ап. Павла - Деян. 9,9 и др.), или временное или даже
постоянно воздержание только от некоторых видов пищи, - например, от мяса,
молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного
рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10, 2-3).
Во-вторых, пост есть воздержание от брачного ложа (1
Кор. 7, 5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (например,
от зрелищ, посещения и приема гостей).
В-третьих, пост есть преимущественная забота о бедных,
т. е. отказ от своего изимущих и несчастных, как это доказывают нижеуказанные
слова пророка Исаии (58, 3-4; 6-7).
Само еврейское слово tsom – «пост», берет свое начало от еврейского tsoom – «скрыть, прикрыть что-либо (например – рот)».
Для того, чтобы уразуметь основной – духовный – смысл
поста, необходимо обратить внимание на два места Писания, где этот вопрос
наиболее подробно рассматривается - Ис. 58 и Зах. 7. Здесь мы встречаем
описание того, что именно Бог вкладывал в значение поста, каков тот пост,
который действительно угоден Господу.
Углубляясь в эти чудесные строки, мы видим, что основной
смысл поста – это соблюдение воли Божьей в отношении к другим: проявление
справедливости, сострадания, милосердия (Зах. 7:9). Очевидным становится то,
что в широком смысле значение поста – воздержание. Но воздержание от пищи и питья не является здесь основным и
определяющим, а является таковым воздержание от дел «ветхой», греховной природы
человека, от собственных прихотей. Истинный, угодный Богу пост состоит в том,
чтобы творить милость и правду, чтобы суметь отказаться от каких-либо выгодных
для себя обстоятельств, благ, привилегий, дел или поступков в пользу других,
руководствуясь истиной Божьей:
«Вот пост, который Я избрал: разреши
оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни
всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.
58:6-7).
«Вдовы и
сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в
сердце вашем» (Зах. 7:10).
Пост в Ветхом Завете
Пост как духовная практика пришел в христианство из
иудаизма, но в христианстве он приобрел качественно иное значение. В Ветхом
Завете пост упоминается, как правило, в связи с какими-либо бедствиями и
является выражением раскаяния и средством умилостивления и отвращения гнева
Божьего. Это было справедливо как для иудеев, так и для окружавших их
язычников. Стоит лишь вспомнить Ниневию, пришедшую к покаянию по слову пророка
Ионы:
«И начал Иона
ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря:
„Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена!” И поверили ниневитяне Богу, и
объявили пост...» (Иона, 3:4).
Вплоть до прихода Иисуса Христа пост, главным образом,
рассматривался как жертва – жертва умилостивления. Добровольная, но не
бескорыстная: постящиеся ожидали от Бога определенной компенсации за
перенесенные ими лишения – так, как это было в случае с Ниневией: пост в обмен
на помилование. Правда, в случае с Ниневией пост не являлся единственным
«аргументом» и носил вторичный характер. Первичным и определяющим в данном
случае было то, что ниневитяне поверили Богу, раскаялись, отвратились от злых
путей своих и «возопили» к Богу. А пост при этом выступал уже как видимое
проявление их раскаяния, оставаясь по сути своей жертвой умилостивления. Однако
в Ветхом Завете описан и другой случай – когда угроза истребления нависла над
еврейским народом. Эта угроза непосредственно исходила не от Бога, а от царя
Артаксеркса, подстрекаемого Аманом. Защитницей народа Божьего должна была
выступить Есфирь – переговорить с царем и отвести от израильтян царский гнев.
Поскольку предприятие было сопряжено с риском для самой Есфири, она обращается
к Мардохею с просьбой:
«Пойди, собери
всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте
три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься и
потом пойду к царю» (Есф. 4:16).
Легко заметить, что благополучное разрешение проблемы
Есфирь самым прямым и тесным образом связывает с отказом от еды и питья. И ее
просьба находит полную поддержку и понимание у Мардохея. Здесь пост выступает
уже исключительно как жертва умилостивления – но умилостивления не царя
Артаксеркса, а Бога.
Идея поста как жертвы Богу проходит через весь Ветхий
Завет. И хотя прямо пост нигде жертвой умилостивления не называется, но в
рассмотренных случаях мотивация постящихся возводит их отказ от еды и питья до
уровня жертвоприношения, при котором в качестве жертвы выступает не
предписанное законом Моисея жертвенное животное (или иное приношение), а сам
жертвователь.
В основе поста лежит добровольный отказ от пищи.
Собственно пост – это полное или частичное голодание во имя какой-либо цели,
достижение которой непосредственно из самого поста не вытекает. Этим пост
отличается от оздоровительного голодания и «голодных» диет. Пост может быть
строгим – полный отказ от пищи и питья; и частичным – отказ только от
каких-либо видов пищи. Длительность поста может варьироваться от одного дня до
сорока, а при частичном посте и более. Все эти особенности поста проявились уже
в Ветхом Завете. Так, иудеи практиковали как строгий пост, так и частичный.
Один из наиболее ярких случаев частичного поста описан в книге пророка Даниила:
«Даниил положил
в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского... Тогда сказал Даниил
Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и
Азарии: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в
пищу овощи и воду для питья» (Дан. 1:8,11–12).
Такого поста (овощи и вода) Даниил, согласно Библии, придерживался
«до первого года царя Кира», то есть в течение всего того времени, пока
Навуходоносор оставался на престоле.
Частичные посты являются самыми длительными и могут
длиться годами. Такого поста придерживались назореи. В этом случае частичный
пост был связан с обетом назорейства и особо оговаривался законом Моисея. Так,
человек, давший обет назорейства, «должен
воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из
вина... ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» (Чис. 6:3).
Назорей мог возложить на себя дополнительные
обязательства, порой очень суровые, как например, это сделал Иоанн Креститель.
Закон о назорействе не предъявлял таких суровых требований, и запрет на
употребление в пищу плодов винограда выполнял функцию, смысл которой становится
понятным, если вспомнить о запрете, который был дан Адаму: не употреблять в
пищу плодов с дерева познания добра и зла. В задачу назорея входило устоять
перед соблазном и не поддаться искушению отведать запретное.
Хотя пост обычно понимается как воздержание от пищи,
однако в Ветхом Завете имеется и другое определение поста, не связанное с едой
и питьем. Это определение содержится в Книге пророка Исаии и по своему
духовному смыслу выходит далеко за рамки традиционных представлений о посте:
«Вот пост,
который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти
на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой...» (Ис.
58:6–7).
Книга пророка Исаии была написана задолго до прихода
Иисуса Христа, однако выдвинутые в ней требования к посту с полным основанием
можно назвать христианскими. В христианстве посту придается огромное значение,
и это неудивительно, поскольку земное служение Господа началось с сурового
сорокадневного поста в пустыне:
Пост в Новом Завете
В книгах Нового Завета мы также встречаем упоминания о
посте, хотя и не столь многочисленные, как в Ветхом Завете. Древнегреческое
слово nesteuo и его производное – nestis, несут уже более близкие нашему традиционному представлению значения,
переводясь соответственно как «воздерживаться от пищи» и «воздержание (как
правило – в пище; религиозное или вынужденное)». Однако, что характерно,
встречаются эти слова (в значении воздержания по религиозным соображениям)
только в тех книгах, где исполнение иудеями Закона еще не отошло в прошлое,
сохраняя актуальность (т. е. в Евангелиях и Деяниях). Причем пост в значении
воздержания от пищи и здесь никогда не выступает, как самостоятельный элемент
религиозной практики, но только как сопутствующий усиленному молитвенному
обращению к Богу (Деян. 13:2-3, 14:23), помогая обрести особую
сосредоточенность и концентрацию в устремлениях к Богу при решении важных
духовных вопросов_Однако в дальнейшем нигде в посланиях (даже написанных в
период Деяний) апостолы не призывают верующих соблюдать пост даже как
сопровождающий элемент усиленной молитвы.
«Иисус,
исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
Там Он был сорок дней искушаем дьяволом и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4:1–2).
Иисус Христос оставил пример Своим последователям.
Евангелия очень лаконично и сдержанно сообщают об этом испытании, однако даже
из лаконичных строк можно сделать вполне определенный вывод: пост Иисуса был
одновременно и испытанием, и средством, способствующим преодолению этого
испытания.
Христианство сохранило пост, однако в христианстве
добровольное воздержание от пищи приобрело иное значение, отличное от
ветхозаветного. Прежде всего, пост утратил свой жертвенный характер. Христиане
стали рассматривать пост не как жертву Богу и не как выражение раскаяния, а как
путь духовного очищения и более тесного и глубокого единения с Богом, как
действенное оружие в противостоянии искушениям и как средство для их
преодоления.
|