ДУХОВНЫЕ ДАРЫ
СВЯТОЙ ДУХ ДАЕТ ЦЕРКВИ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. ...
И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных
— пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания
Тела Христова… Еф. 4:7, 11–12
Новый Завет описывает поместные церкви, в которых некоторые
христиане отправляют формальные и официальные служебные функции
(пресвитеры-блюстители и диаконы, Флп. 1:1), между тем как все остальные члены
церкви занимаются неформальным служением. Идеал Нового Завета заключается в
служении всех членов Тела Христова. Понятно, что служители, надзирающие за
стадом, должны не ограничивать неформальные служения, а способствовать им (Еф.
4:11–13), а все занятые неформальным служением должны не проявлять неповиновение,
подрывая власть надзирающих, а позволять им направлять их служение к порядку и
назиданию (то есть укрепляя и созидая, 1 Кор. 14:3–5, 12, 26, 40; Евр. 13:17).
Тело Христово возрастает в вере и любви «при действии в свою меру каждого
члена» (Еф. 4:16), когда каждый служит по данной ему Богом благодати (Еф. 4:7,
12).
Слово дарование (буквально «дарение») употребляется в связи
с духовным служением только в Еф. 4:7–8. Павел объясняет фразу дал дары
человекам в том смысле, что вознесшийся Христос дает Своей Церкви людей,
призванных и наделенных способностями нести апостольское, пророческое,
благовестническое, пастырское и учительское служение. Кроме того, действуя
через этих служителей, Христос возлагает то или иное служение на всякого
христианина. В других посланиях (Рим. 12:4–8; 1 Кор. 12–14) Павел, говоря о
силах, даруемых Богом для служения, употребляет слово charismata (духовные
дарования как особые проявления charis, или благодати, Божьей действенной и
созидательной любви, 1 Кор. 12:4), а также pneumatika (духовные дарования как
специфические проявления Святого Духа, Божьего pneuma, 1 Кор. 12:1).
В массе неясностей и спорных вопросов, связанных с
новозаветным понятием charismata, обращают на себя внимание три совершенно
очевидных обстоятельства. Во-первых, духовное дарование есть способность так
или иначе выражать, прославлять, являть Христа в своей жизни и тем самым
возвещать о Нем. Мы знаем, что эти дарования, используемые должным образом,
способствуют созиданию христиан и церкви. Вместе с тем только познание Бога во
Христе созидательно, так что всякая charisma должна быть способностью,
дарованной Христом для того, чтобы являть и проповедовать Христа в
созидательном труде.
Во-вторых, дарования бывают двух типов. Есть дарования слова
и любви (практической помощи, содействия). При перечислении дарований этих двух
типов в Рим. 12:6–8 Павел чередует их: первым, третьим и четвертым
(пророчество, учение и увещевание) названы дарования слова; вторым, пятым,
шестым и седьмым (служение, раздаяние, начальство и благотворение) идут дары
вспомоществования. Такое чередование подразумевает недопустимость мысли о том,
что одно из дарований может превосходить другое. Как бы ни отличались все эти
формы человеческой деятельности, они имеют равное достоинство, так что вопрос
заключается в другом: должным ли образом использует свои дарования верующий (1
Пет. 4:10–11).
В-третьих, бесталанных христиан не бывает (1 Кор. 12:7; Еф.
4:7), вот почему каждый из них ответит перед Богом за поиск, развитие и полное
использование всех богоданных способностей к служению.
|