Иисус пришел в
известную купальню, называемую по-еврейски Вифезда, что значит дом милосердия, а может быть, Вифзафа,
что значит масличный дом. Во многих манускриптах стоит второе название. Кроме
того, из произведении Иосифа Флавия, мы знаем, что в Иерусалиме был квартал,
который так и назывался. Купальня по-гречески колумбефрон. Это слово происходит
от глагола колумбан - бросаться в воду, нырять. Купальня была достаточно
большой, чтобы в ней можно было плавать. Временами Ангел Господень сходил в
купальню и возмущал воду. Первый, вошедший после этого в воду, исцелялся от
своей болезни.
Нам это представляется чистым суеверием, но в тогдашнем мире
такого рода поверья были широко распространены, да и нынче они кое-где
сохраняясь. Люди верили в разных духов и бесов. Воздух густо населен ими, они
укрывались в определенных местах: в каждом дереве, в каждой реке, в каждом
холме, в каждой купальне жили свои бесы и духи.
Кроме того, древние вообще очень высоко почитали воду и
особенно реки и источники. Вода была драгоценным сокровищем, а реки во время
наводнения могли быть очень мощными, и все это оказывало на людей сильное
впечатление. Сегодня многие из нас знают воду только текущей из крана, а в
древности, как еще и во многих местах сегодня, вода - дороже всего, а иногда и
опаснее всего на свете.
Вполне возможно, что Иисус ходил там и Ему указывали на
этого человека, как на самый печальный и достойный сожаления случай, потому то
его слабость делала маловероятным, даже невозможным, что он когда-нибудь сможет
первым войти в воду после того, как она возмутится. Некому было и помочь ему,
но Иисус всегда был другом тех, у кого не было друзей, и помощником для тех,
кому никто на земле мог помочь. Человек хотел излечиться и Иисус мог тому, кто
так долго ждал.
В этой истории видны условия, при которых действует сила
Иисуса. Можно заметить, что Иисус говорит повелительно. Он дает людям указания,
повеления, и, по мере старания исполнять их, люди обретают силу.
1. Иисус сперва спросил этого человека, действительно ли он
хочет излечиться. Это не был пустой, как это может показаться, вопрос: человек
ждал тридцать восемь лет и вполне могло быть, что надежда умерла в нем, оставив
лишь пассивное и тупое отчаяние. Втайне человек может смириться со своею
болезнью, потому, что излечившись, он должен будет сам заботиться о хлебе
насущном. Для некоторых людей их нездоровье и неспособность делать что-нибудь
не так уж и неприятны, потому что кто-то другой делает все и заботится обо
всем. Но этот человек ответил сразу: он хотел исцелиться, хотя и не понимал,
как может это осуществиться, коль некому было даже помочь ему.
Чтобы обрести помощь и силу Христову, важно, прежде всего,
страстно желать этого. Иисус спрашивает: "Ты действительно хочешь измениться?"
Если в сердце своем мы вполне довольны своим нынешним положением, то мы и не
сможем измениться. Желание лучшего должно жить в наших сердцах.
2. Иисус велел человеку встать. Он как бы говорил ему:
"Слушай, укрепи свою волю, и мы сделаем это сообща". Сила Божия
никогда не освобождает человека от необходимости собственных усилий. Истина
заключается в том, что мы должны осознать наше бессилие, но правда и то, что
чудеса совершаются там, где наше желание и сила Божия действуют сообща.
3. Иисус велел больному сделать невозможное.
"Встань", - сказал Он. Постель больного была, вероятнее всего, чем-то
вроде легких носилок, по-гречески кравватос, а попросту - тюфяк, а Иисус велел
ему поднять его и унести. Человек мог заявить, что в течение тридцати восьми лет,
постель его носила, как же он понесет ее теперь? Но он попытался вместе с
Христом - и дело было сделано.
4. В этом дорога к свершениям. В этом мире много такого, что
постоянно стремиться нас победить. Если мы полны желания и решимости приложить
все усилия для достижения намеченного, хотя оно кажется недостижимым, тогда
сила Христова дает нам такую возможность и мы побеждаем то, что раньше
побеждало нас.
Человек был
излечен от неизлечимой по человеческим понятиям болезни. Можно было бы ожидать,
что это вызовет всеобщую радость и благодарность, но некоторые посмотрели на
это исцеление мрачным и злобным взглядом.
Исцеленный шел по
городу и нес свою постель, а ортодоксальные иудеи остановили его и напомнили,
что он нарушает закон субботы, когда несет груз. Мы уже видели, как иудеи
обходились с законом Божиим (см. толкование Иоан. 3,1-6). Собственно, закон
Божий представлял собой ряд великих принципов, которые люди должны были освоить
и выполнять в своей жизни, но со временем иудеи обратили их в тысячи мелких
правил и норм. В законе было просто сказано, что суббота должны отличаться от
других дней и что в субботу не должны работать ни сам человек, ни его слуга, ни
его животные. Иудеи выработали тридцать девять определений работы, одно из них
касалось переноски нош.
Все их рассуждения
были основаны на двух текстах. У пророка Иеремии сказано: "Берегите души свои и не носите нош из домов ваших в день
субботний и не занимайтесь никакою работою, но чтите день субботний, как Я
заповедовал отцам вашим" (Иер. 17,19-27).
Неемия был
обеспокоен, что субботу так много работали и торговали, он поставил слуг у
ворот Иерусалима, чтобы никто ничего не вносил в Иерусалим и не выносил из него
(Неем. 13,15-19). Из Неем. 13,15 ясно видно, что дело касалось торговли в субботу,
которая процветала как и в обычный день. Но раввины эпохи Иисуса серьезно
утверждали, что человек грешит, если в субботу у него в одежду оказалась
воткнута иголка. Они даже спорили о том, может ли человек носить в субботу
деревянную ногу или зубной протез. Они были уверены в том, что в субботу нельзя
носить даже брошь. Все эти вопросы были для них делом жизни и смерти, а этот
человек нес в субботу свою постель!
Человек этот ответил
им, что исцеливший его велел ему сделать это, но что он не знает, кто Он. После
того, как Иисус встретил его еще раз в Храме, человек этот понял, Кто был
исцеливший его, он поспешил к начальникам и сообщил, что это Иисус излечил его
и велел ему нести свою постель. Он не имел в виду навлечь на Иисуса
неприятности, но закон гласил: "Кто несет что-нибудь из общественного
места в частный дом, должен понести наказание и быть побит камнями до
смерти", и исцеленной пытался выкрутиться из опасного положения. Он
пытался объяснить властям, что не по своей вине нарушил закон.