Какими простыми словами описывает евангелист Лука последние
мгновения земной жизни нашего Спасителя. В этих кратких словах кроется для
нас глубокое назидание.
Ученики Господа Иисуса были очень рады, когда с ними был
здесь, на земле, их Учитель, Который особенно мудро поучал их на путях
строительства Царства Божия. И хотя ученики многого из всего еще не понимали,
но они внутренне чувствовали истинность слов своего Учителя и видели особую
правоту Его действий.
Ученикам было особенно тяжко расставаться с Господом в
тот незабвенный вечер, когда они в горнице их общего друга вкушали пасхальную
трапезу. Там Господь так много говорил им близкого, задушевного, весьма
глубокого и дорогого! Слова Учителя дышали особым предчувствием чего-то тяжелого
для них, Его учеников, и для Него Самого, и в то же время неизбежного. Господь,
отмечая это, сказал им: « ... оттого, что сказал вам это, печалью исполнилось
сердце ваше» (Иоан. 16:6).
Потом они вместе с Учителем пошли в Гефсиманию. Это был
знакомый им путь. И хотя ученики шли туда с пением, но в этом пении звучали
грустные нотки, ибо душа предчувствовала разлуку. Сердце тосковало…Печаль
охватила все их существо, так что, когда они дошли и присели там, в
Гефсиманском саду, чтобы выждать, пока Иисус помолится, -они уснули ... «Он
... нашел их спящими от печали», - отмечает евангелист Лука (Лук. 22:45).
Ученики не могли молиться со своим Учителем -
поддерживать Его в наступившей невыразимой борьбе. Они были заняты собою. Они
предчувствовали, что Его скоро возьмут от них, и они останутся ОДНИ. О, как
тяжело, как печально было это расставание! Они свыклись с Ним. Им так хорошо
было под Его мудрым водительством! Они были окрылены заветной надеждой
восстановления Израильского царства, где, как им казалось, они должны были занять
определенное почетное место. Ученики впоследствии сами заявили об этом:
«А мы
надеялись, было, что Он есть Тот, Который должен изба- вить Израиля ... » (Лук.
24:21). Расставание учеников с Учителем в Гефсимании было позорным
расставанием.
«Тогда, оставив Его, все бежали» (Марк. 14:50). Правда, Петр последовал,
было, за Иисусом и туда, куда повели Его воины, но там он добавил ко всему
прочему и то, что совершенно отказался от Него.
«Я не знаю сего Человека», - были его слова, которые Петр повторил с клятвою.
Эта позорная, тяжелая раз лука оставила горький ocaдoк на
сердце учеников. Здесь оказались разбитыми все чаяния и надежды; все
начертанные планы и лелеемые мечты рассеялись, как дым. Учитель и Господь был
величайшим в их глазах Чудотворцем, укрощавшим бурю, изгонявшим бесов,
врачевавшим болезни и воскрешавшим мертвых. Для Него доныне не было еще
никаких препятствий. И здесь некоторые из них могли мечтать, что вот теперь- то,
наконец, Он не может Себя не явить Владыкою, чтобы победить всех Своих врагов.
А оказалось? - Его берут, связывают, уводят, унижают, убивают ... И все, все
для них, Его учеников, кончилось...
Ученики оказались внутренне совершенно пустыми, нищими,
самыми жалкими сиротами. О, как часто, когда мы держимся Иисуса только душевно,
когда мы любим Его только нашей плотской любовью, когда нам дорого Его учение,
чтобы осуществлять наши собственные намеченные планы в жизни, и когда Он
оставляет нас при этом одних, - о, тогда нам бывает особенно трудно и тяжело.
Как когда-то наши собственные планы и крепкие надежды разбиваются! Сердце
делается жестким, как камень, бесчувственным, равнодушным. И нам хочется на
все махнуть рукой. Но Божественный Учитель оставляет нас на время, пока мы не
придем в себя и не поймем начертанных планов Его путей с нами, особенно не
понуждаемся в Нем Самом. Не напрасно же Он сказал: «Не оставлю вас сиротами,
приду к вам».
И Учитель приходит. Проходя Голгофу и «гроб новый» Иосифа
Аримафейcкого (Иоан.
,19:41), Он победил восстал из цепких когтей смерти. Она не в силах была
удержать Его. Он - Лев из колена Иудина и победил, чтобы нас привести к победе!
Есть иной лев, рыкающий, - сатана, который ищет, кого бы поглотить. А Иисус -
Лев, Победитель сатаны, греха и смерти! С Ним мы идем также к славному
торжественному, победному концу!
Сорок дней после воскресения были использованы Учителем,
чтобы, являясь Своим ученикам, беседовать с ними о Царствии Божием…
Здесь ученики вновь встретились со своим великим
Учителем. Как были они рады увидеть еще и еще раз Его и говорить с Ним! Господь
постепенно приучал Своих учеников жить верою в Него. Он то являлся им, то
делался невидимым для них.
Этим он как бы говорил: «Вот, Я всегда с вами хотя вы
Меня и не видите». Но вот наступили последние мгновения .... Он вывел их на
гору Елеонскую, дал им последнее Свое наставление и, благословляя их, стал
отдаляться от них и возноситься на небо. Он поднялся на их глазах, И облако
скрыло Его от взоров их. Ученики могли в те минуты сказать: «Вот опять Он ушел,
и мы снова остались одни ... » Но мы этого не слышим от них.
Мы не видим слез разлуки на глазах учеников. В сердцах и на лицах их
не видно ни тоски, ни скорби. Наоборот, они торжествующе радостны. Ученики
возвращаются в Иерусалим с великой радостью, как повествует об этом Священное
Писание. В чем же тут дело? Почему это так?
Потому, что это была последняя разлука последнее «прости» Учителю. Далее
наступало непрерывное духовное общение с Ним: «Се, Я С вами во все дни до
скончания века!»
В сердцах учеников отчетливо запечатлелись два обетования
вознесшегося Учителя: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» в лице близкого,
дорогого вам Духа Утешителя, «Духа истины, Который от Отца исходит, Которого
пошлет Отец во имя Мое, и Он в вас будет!» И да лее: «Приду опять и возьму вас
к Себе, чтобы и вы были, где Я!»
Там, на Елеоне, начало ожидания Его возвращения за
искупленными: «Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он
предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до
времени совершения всего ... » (Деян. 3:20-21).
Господь сказал: «Се, гряду скоро». И все искупленные Им
находятся в этом святом ожидании. Сердца их трепетно бьются, и взоры их
подняты вверх, ибо приближается время избавления в лице грядущего Спасителя! ..
Апостол говорил, и всякое верующее сердце вторит ему: «Имею
великое желание разрешиться и быть со Христом!» Смерть для верующего - не
страх и пугало ада, а разрешающий меч его Спасителя, чтобы быть с Ним. Но наш
взор направлен не на смерть, не в могилу, куда в свое время положат бренные
тела многих из нас, но туда - в высь, откуда мы ожидаем Его! А Он скоро
вернется: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет
с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых,
вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так
всегда с Господом будем» (1Фес. 4: 1.6-17).
Тогда мы встретимся с Ним, чтобы не расставаться уже никогда!
Теперь же, при воспоминании славного дня Его вознесения, мы пойдем в «Иерусалим»
наших повседневных трудов, забот, служения Ему и ближним, в «Иерусалим» нашего
послушания Ему. Здесь - молитва, борьба, работа. Пойдем с радостной готовностью
совершать все, что поручил нам Учитель, при руководстве Его Духа и при
непрестанном пламенном ожидании Его скорого возвращения!
|